Какие бывают виды экономического анализа?

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам. Бывают следующие виды экономического анализа:

  1. по отраслевому: анализ делится на отраслевой, учитывающий специфику конкретной отрасли и межотраслевой, который является теоретической базой анализа для всех отраслей национальной экономики
  2. по временному признаку: анализ подразделяют на предварительный, который проводится до осуществления хозяйственных операций и последующий, используемый для контроля выполнения плана и оценки результатов деятельности предприятия. В свою очередь последующий делится на оперативный - проводится сразу после совершенствования хозяйственных операций за короткие промежутки времени (смену, сутки, декаду) и итоговый - анализ за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для изучения всесторонней деятельности предприятия.
  3. по пространственному признаку: внутрихозяйственный, изучающий деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений и межхозяйственный -сравниваются результаты деятельности нескольких предприятий.

В свою очередь внутрихозяйственный анализ подразделяется по объектам управления на:

  1. технико-экономический, где учитываются взаимодействия технических и экономических процессов.
  2. финансово-экономический, уделяющий внимание финансовым результатам: эффективности использования капитала, увеличению суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению платежеспособности предприятия.
  3. аудиторский (бухгалтерский) с целью оценки финансового состояния предприятия.
  4. социально-экономический, учитывающий взаимосвязь социальных и экономических процессов и влияние их друг на друга
  5. экономико-статистический применяется для изучения общественных явлений на уровнях управления предприятием, отраслью, регионом.
  6. экономико-экологический исследует взаимодействие экологических и экономических процессов.
  7. маркетинговый для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности: изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, формирования ценовой политики.

По субъектам пользователя различают анализ на:

  1. внутренний (для нужд оперативного и долгосрочного управления деятельностью предприятия).
  2. внешний (проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами).

По охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на:

  1. сплошной (изучение всех объектов)
  2. выборочный (обследование только некоторых объектов).

По содержанию анализ может быть:

  1. комплексным (деятельность предприятия изучается всесторонне)
  2. тематическим (изучаются только отдельные стороны, представляющие наибольший интерес.

По методике изучения анализ может быть:

  1. горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий.
  2. вертикальный (структурный) - определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
  3. трендовый - определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем.