Какие бывают виды деятельности?
Деятельность - форма активности человека, направленная на изменение окружающего его мира. Деятельность подразделяется на разные категории в зависимости от подхода, согласно которому они определяются. Виды деятельности различаются по субъектам деятельности, по характеру деятельности, по соответствию нормам социума, по отношению с прогрессом, сфере общественной жизни, по особенностям проявления активности.
Классификация видов деятельности
По участвующим субъектам деятельность делится на
-
Индивидуальную - деятельность отдельно взятых индивидов. Такую деятельность представляет индивидуальная трудовая деятельность, единоличные предприятия и частные семейные предприятия.
-
Коллективную - деятельность групп индивидов. Такую деятельность представляют общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны и кооперативы.
По характеру достигаемых целей
-
Репродуктивная - деятельность, характеризующаяся принятием и обработкой уже готового, повторяющая созданное на данный момент.
-
Продуктивная - создающая новое и никогда до этого не существовавшее.
По соответствию нормам морали
-
Моральная - деятельность, существующая как реализация моральных норм, характеризующая индивида как носителя моральной культуры.
-
Аморальная - деятельность, характеризующаяся как идущая в разрез с моральными нормами.
По законности
-
Законная
-
Незаконная - деятельность, не имеющая права на существования вообще или в данной ситуации.
По влиянию на мировой прогресс
-
Прогрессивная - содействующая общественному прогрессу.
-
Регрессивная - идущая против общественного прогресса.
По влиянию на общество
-
Созидательная - деятельность, результатом которой является культура, направленная во благо.
-
Разрушительная - деятельность, результатом которой является разрушение общественных укладов и ценностей (результат войны, безответственного хозяйства и т.д.)
По характеристикам проявления активности
-
Внешняя - деятельность, проявляющаяся в виде движений и действий с реальными предметами.
-
Внутренняя - происходящая посредством умственной деятельности, со стороны психологических черт человека.
По задействованной сфере
-
Экономическая деятельность - деятельность, связанная с хозяйством. Включает в себя:
-
Производство
-
Распределение (разделение экономических благ)
-
Обмен
-
Потребление
-
Экономическая деятельность осуществляется индивидами или социальными группами через заводы и фирмы, биржи и т.д.
-
Социальная деятельность - деятельность государства, направленная на обеспечение социальных гарантий; деятельность индивидов и социальных групп, направленная на построение отношений между ними.
Социальную деятельность человека представляют коммунальные, здравоохранительные и социальные системы и службы.
-
Политическая деятельность - деятельность государства, направленная на изменения жизни граждан, деятельность, связанная с установлением государственной системы и системы отношений человека и государства.
-
Духовная деятельность - деятельность, направленная на создание духовных ценностей, их распространения. Характеризуется общественным сознанием.
-
Материальная деятельность - деятельность, направленная на изменение окружающей природы или структуры общества.
Духовная и материальная деятельность
Деятельность разделяют на материальную и духовную. Материальная деятельность - деятельность, направленная на видимые и физически ощущаемые изменения окружающего мира. Духовная деятельность - это деятельность, направленная на изменение порядка в обществе, сознания индивида и общества, на образование ценностей и т.д. Такое разделение деятельности условно, поскольку любая деятельность характеризуется и как материальная, и как духовная. Это легко доказать тем, что любая деятельность человека так или иначе ведет к её внешним проявлениям, и любая деятельность имеет интеллектуальный и духовный характер - включает целеполагание и анализ.
Духовная деятельность
Духовная деятельность в свою очередь тоже делится на несколько видов:
-
Духовно-практическая - это деятельность, связанная с сохранением и принятием уже созданных духовных ценностей. Чтобы сохранять такие ценности, люди создают разного рода архивы, музеи и библиотеки - одним словом, делают всё, чтобы распространить ценности и привить их обществе.
-
Духовно-теоретическая или прогностическая - это деятельность, выраженная научной работой и направленная на создание и формирование духовных ценностей. Духовно-теоретическая деятельность выражается через научную работу, изучение природы и т.д.
-
Ценностно-ориентировочная - деятельность, направленная на ощущение и понимание, осмысление окружающего мира, формирование мировоззрения.
Материальная деятельность
Материальная деятельность имеет свои подвиды. Она бывает производственной и социально-преобразующей.
-
Производственная деятельность - это деятельность, направленная на изменение окружающей природы, условий жизни под требования человека, производство товаров.
-
Социально-преобразовательная - деятельность, направленная на изменение структуры общества. Такой деятельностью можно назвать государственные реформы, революции и т.д.
Основные виды деятельности в жизни человека
Наука выделяет четыре основных вида деятельности: игру, учёбу, труд, общение и творчество.
Игра
Игра - деятельность, целью которой является именно сам процесс, а не получение определенного результата. Игра всегда направлена на отдых и развлечение, то есть на удовлетворение духовных потребностей.
Ролевые игры - игры, в которых участник ограничивает свое поведение определённой, выбранной им ролью.
Характерные особенности игры:
-
Ситуация игры всегда условна, в любой момент может измениться
-
Направлена на удовлетворение интереса участников
-
Характеризуется познанием окружающей предметной и социальной действительности
-
Развивает такие черты личности, как нравственность, интеллект и т.д.
-
Имитирует реальную жизнь, но является более упрощённым ее форматом
-
Является предпосылкой для обучения
-
Содержит элементы: роль, ситуацию, игровые действия.
Виды игр по количеству участников
-
Индивидуальная - деятельность, связанная с одним индивидом
-
Групповая - объединяет несколько индивидов.
Виды игр по цели
-
Функциональная - игра, предполагающая получение новой информации о свойствах предметов и способах взаимодействия с ними.
-
Конструктивная - игра, предполагающая создание чего-либо, осмысление функций предметов.
Учёба
Учёба - вид целенаправленной деятельности, предполагающий обретение совершенствование знаний, умений и навыков. Может выражаться как самообразование.
-
Организованное - осуществляющееся в специальных учреждениях, также называется обучением.
-
Неорганизованное - являющееся побочным, параллельным другим видам деятельности.
-
Самообразование - самостоятельное обучение, стимулирующееся только личным интересом и имеющее, как правило, определенное направление
В ходе учебной деятельности вырабатываются:
-
Знания - информация, необходимая для осуществления деятельности
-
Умения - элементы деятельности, способности человека, повышающие качество продукта деятельности
-
Навыки - умения, реализуемые бессознательно, автоматизированные элементы деятельности.
Труд
Труд - деятельность человека, направленная на получение экономических благ и общественно полезных продуктов, дающая человеку возможность удовлетворить свои потребности.
Труд всегда требует квалификации, то есть особых навыков, знаний и умений человека, которые необходимы для осуществления той или иной деятельности.
Труд характеризуется:
-
Наличием цели
-
Наличием задач и ожидаемых результатов
-
Квалификацией
-
Практической полезностью, выработкой экономических благ
-
Изменением материального мира
-
Выработкой способностей и характерных черт человека
Параметры трудовой деятельности
-
Производительность - количество благ, произведённых за единицу времени
-
Эффективность - соотношение объема затрат и объема результата
-
Уровень разделения труда - распределение функций между участниками деятельности
Составные части труда
-
Предмет труда - все, что преобразуется в результате деятельности (сырье, изделия, услуги)
-
Средства - орудия труда (инструменты, машины и т.д.).
-
Технологии - способы осуществления деятельности, методы.
-
Организация - порядок осуществления процесса труда.
-
Целесообразность
Общение
Общение - вид деятельности, при котором индивиды обмениваются информацией, то есть мыслями чувствам.
Структура общения
-
Субъект - тот, с кем общение осуществляется: индивиды или группы индивидов
-
Цель - то, ради чего происходит общение: передача и получение информации
-
Содержание - идеи и чувства, передающиеся во время общения
-
Средства - способы передачи информации:
-
Органы чувств
-
Устная речь
-
Письменная речь
-
Технические средства
-
Функции общения
-
Перцептивная - аффективно-коммуникативная. Проявление чувств и эмоций человека к его партнеру по общению и к окружающему миру.
-
Информационно-коммуникативная. Передача информации.
-
Интерактивная - регуляционно-коммуникативная. Создание стратегии и структуры общения.
Виды общения по содержанию
-
Материальное- обмен материальными ценностями
-
Когнитивное- обмен информацией
-
Кондиционное - обмен эмоциями и чувствами
-
Мотивационное- обмен целями и интересами
-
Деятельностное- обмен умениями и навыками
По средствам общения
-
Непосредственное - осуществляющееся с помощью органов и частей тела
-
Опосредованное - осуществляющееся через специальные средства
-
Прямое - осуществляющееся через личные контакты
-
Косвенное - осуществляющееся через посредников
Вербальное Осуществляется посредством речи |
Невербальное Осуществляется посредством жестов и мимики |
Деловое Осуществляется в профессиональной сфере |
Личное Общение между близкими людьми |
Межличностное Осуществляется между двумя индивидами |
Групповое Осуществляется между несколькими индивидами |
Творчество
Творчество - вид деятельности, в результате которого создаются новые духовные материальные ценности.
Характеризуется наличием:
-
Воображения - психической деятельности, которая состоит в моделировании мысленных ситуаций, не имеющих опытной основы.
-
Фантазии - отока сознательных и бессознательных умственных образов.
-
Интуиции - способности постижения истины без доказательства.
Автор статьи astashirra.