Какие бывают виды деятельности?

Иллюстрация статьи классификации видов деятельности

 

Деятельность - форма активности человека, направленная на изменение окружающего его мира. Деятельность подразделяется на разные категории в зависимости от подхода, согласно которому они определяются. Виды деятельности различаются по субъектам деятельности, по характеру деятельности, по соответствию нормам социума, по отношению с прогрессом, сфере общественной жизни, по особенностям проявления активности.

Классификация видов деятельности

По участвующим субъектам деятельность делится на

  • Индивидуальную - деятельность отдельно взятых индивидов. Такую деятельность представляет индивидуальная трудовая деятельность, единоличные предприятия и частные семейные предприятия.

  • Коллективную - деятельность групп индивидов. Такую деятельность представляют общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны и кооперативы.

По характеру достигаемых целей

  • Репродуктивная - деятельность, характеризующаяся принятием и обработкой уже готового, повторяющая созданное на данный момент.

  • Продуктивная - создающая новое и никогда до этого не существовавшее.

По соответствию нормам морали

  • Моральная - деятельность, существующая как реализация моральных норм, характеризующая индивида как носителя моральной культуры.

  • Аморальная - деятельность, характеризующаяся как идущая в разрез с моральными нормами.

По законности

  • Законная

  • Незаконная - деятельность, не имеющая права на существования вообще или в данной ситуации.

По влиянию на мировой прогресс

  • Прогрессивная - содействующая общественному прогрессу.

  • Регрессивная - идущая против общественного прогресса.

По влиянию на общество

  • Созидательная - деятельность, результатом которой является культура, направленная во благо.

  • Разрушительная - деятельность, результатом которой является разрушение общественных укладов и ценностей (результат войны, безответственного хозяйства и т.д.)

По характеристикам проявления активности

  • Внешняя - деятельность, проявляющаяся в виде движений и действий с реальными предметами.

  • Внутренняя - происходящая посредством умственной деятельности, со стороны психологических черт человека.

По задействованной сфере

  • Экономическая деятельность - деятельность, связанная с хозяйством. Включает в себя:

    • Производство

    • Распределение (разделение экономических благ)

    • Обмен

    • Потребление

Экономическая деятельность осуществляется индивидами или социальными группами через заводы и фирмы, биржи и т.д.

  • Социальная деятельность - деятельность государства, направленная на обеспечение социальных гарантий; деятельность индивидов и социальных групп, направленная на построение отношений между ними.

Социальную деятельность человека представляют коммунальные, здравоохранительные и социальные системы и службы.

  • Политическая деятельность - деятельность государства, направленная на изменения жизни граждан, деятельность, связанная с установлением государственной системы и системы отношений человека и государства.

  • Духовная деятельность - деятельность, направленная на создание духовных ценностей, их распространения. Характеризуется общественным сознанием.

  • Материальная деятельностьдеятельность, направленная на изменение окружающей природы или структуры общества.

Духовная и материальная деятельность

Деятельность разделяют на материальную и духовную. Материальная деятельность - деятельность, направленная на видимые и физически ощущаемые изменения окружающего мира. Духовная деятельность - это деятельность, направленная на изменение порядка в обществе, сознания индивида и общества, на образование ценностей и т.д. Такое разделение деятельности условно, поскольку любая деятельность характеризуется и как материальная, и как духовная. Это легко доказать тем, что любая деятельность человека так или иначе ведет к её внешним проявлениям, и любая деятельность имеет интеллектуальный и духовный характер - включает целеполагание и анализ.

Духовная деятельность

Духовная деятельность в свою очередь тоже делится на несколько видов:

  • Духовно-практическая - это деятельность, связанная с сохранением и принятием уже созданных духовных ценностей. Чтобы сохранять такие ценности, люди создают разного рода архивы, музеи и библиотеки - одним словом, делают всё, чтобы распространить ценности и привить их обществе.

  • Духовно-теоретическая или прогностическая - это деятельность, выраженная научной работой и направленная на создание и формирование духовных ценностей. Духовно-теоретическая деятельность выражается через научную работу, изучение природы и т.д.

  • Ценностно-ориентировочная - деятельность, направленная на ощущение и понимание, осмысление окружающего мира, формирование мировоззрения.

Материальная деятельность

Материальная деятельность имеет свои подвиды. Она бывает производственной и социально-преобразующей.

  • Производственная деятельность - это деятельность, направленная на изменение окружающей природы, условий жизни под требования человека, производство товаров.

  • Социально-преобразовательная - деятельность, направленная на изменение структуры общества. Такой деятельностью можно назвать государственные реформы, революции и т.д.

Основные виды деятельности в жизни человека

Наука выделяет четыре основных вида деятельности: игру, учёбу, труд, общение и творчество.

Игра

Игра - деятельность, целью которой является именно сам процесс, а не получение определенного результата. Игра всегда направлена на отдых и развлечение, то есть на удовлетворение духовных потребностей.

Ролевые игры - игры, в которых участник ограничивает свое поведение определённой, выбранной им ролью.

Характерные особенности игры:

  • Ситуация игры всегда условна, в любой момент может измениться

  • Направлена на удовлетворение интереса участников

  • Характеризуется познанием окружающей предметной и социальной действительности

  • Развивает такие черты личности, как нравственность, интеллект и т.д.

  • Имитирует реальную жизнь, но является более упрощённым ее форматом

  • Является предпосылкой для обучения

  • Содержит элементы: роль, ситуацию, игровые действия.

Виды игр по количеству участников

  • Индивидуальная - деятельность, связанная с одним индивидом

  • Групповая - объединяет несколько индивидов.

Виды игр по цели

  • Функциональная - игра, предполагающая получение новой информации о свойствах предметов и способах взаимодействия с ними.

  • Конструктивная - игра, предполагающая создание чего-либо, осмысление функций предметов.

Учёба

Учёба - вид целенаправленной деятельности, предполагающий обретение совершенствование знаний, умений и навыков. Может выражаться как самообразование.

  • Организованное - осуществляющееся в специальных учреждениях, также называется обучением.

  • Неорганизованное - являющееся побочным, параллельным другим видам деятельности.

  • Самообразование - самостоятельное обучение, стимулирующееся только личным интересом и имеющее, как правило, определенное направление

В ходе учебной деятельности вырабатываются:

  • Знания - информация, необходимая для осуществления деятельности

  • Умения - элементы деятельности, способности человека, повышающие качество продукта деятельности

  • Навыки - умения, реализуемые бессознательно, автоматизированные элементы деятельности.

Труд

Труд - деятельность человека, направленная на получение экономических благ и общественно полезных продуктов, дающая человеку возможность удовлетворить свои потребности.

Труд всегда требует квалификации, то есть особых навыков, знаний и умений человека, которые необходимы для осуществления той или иной деятельности.

Труд характеризуется:

  • Наличием цели

  • Наличием задач и ожидаемых результатов

  • Квалификацией

  • Практической полезностью, выработкой экономических благ

  • Изменением материального мира

  • Выработкой способностей и характерных черт человека

Параметры трудовой деятельности

  1. Производительность - количество благ, произведённых за единицу времени

  2. Эффективность - соотношение объема затрат и объема результата

  3. Уровень разделения труда - распределение функций между участниками деятельности

Составные части труда

  1. Предмет труда - все, что преобразуется в результате деятельности (сырье, изделия, услуги)

  2. Средства - орудия труда (инструменты, машины и т.д.).

  3. Технологии - способы осуществления деятельности, методы.

  4. Организация - порядок осуществления процесса труда.

  5. Целесообразность

Общение

Общение - вид деятельности, при котором индивиды обмениваются информацией, то есть мыслями чувствам.

Структура общения

  • Субъект - тот, с кем общение осуществляется: индивиды или группы индивидов

  • Цель - то, ради чего происходит общение: передача и получение информации

  • Содержание - идеи и чувства, передающиеся во время общения

  • Средства - способы передачи информации:

    • Органы чувств

    • Устная речь

    • Письменная речь

    • Технические средства

Функции общения

  • Перцептивная - аффективно-коммуникативная. Проявление чувств и эмоций человека к его партнеру по общению и к окружающему миру.

  • Информационно-коммуникативная. Передача информации.

  • Интерактивная - регуляционно-коммуникативная. Создание стратегии и структуры общения.

Виды общения по содержанию

  • Материальное- обмен материальными ценностями

  • Когнитивное- обмен информацией

  • Кондиционное - обмен эмоциями и чувствами

  • Мотивационное- обмен целями и интересами

  • Деятельностное- обмен умениями и навыками

По средствам общения

  • Непосредственное - осуществляющееся с помощью органов и частей тела

  • Опосредованное - осуществляющееся через специальные средства

  • Прямое - осуществляющееся через личные контакты

  • Косвенное - осуществляющееся через посредников

Другие виды общения

Вербальное

Осуществляется посредством речи

Невербальное

Осуществляется посредством жестов и мимики

Деловое

Осуществляется в профессиональной сфере

Личное

Общение между близкими людьми

Межличностное

Осуществляется между двумя индивидами

Групповое

Осуществляется между несколькими индивидами

Творчество

Творчество - вид деятельности, в результате которого создаются новые духовные материальные ценности.

Характеризуется наличием:

  • Воображения - психической деятельности, которая состоит в моделировании мысленных ситуаций, не имеющих опытной основы.

  • Фантазии - отока сознательных и бессознательных умственных образов.

  • Интуиции - способности постижения истины без доказательства.

Автор статьи astashirra.