Какие бывают виды экономического анализа?
В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам. Бывают следующие виды экономического анализа:
- по отраслевому: анализ делится на отраслевой, учитывающий специфику конкретной отрасли и межотраслевой, который является теоретической базой анализа для всех отраслей национальной экономики
- по временному признаку: анализ подразделяют на предварительный, который проводится до осуществления хозяйственных операций и последующий, используемый для контроля выполнения плана и оценки результатов деятельности предприятия. В свою очередь последующий делится на оперативный - проводится сразу после совершенствования хозяйственных операций за короткие промежутки времени (смену, сутки, декаду) и итоговый - анализ за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для изучения всесторонней деятельности предприятия.
- по пространственному признаку: внутрихозяйственный, изучающий деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений и межхозяйственный -сравниваются результаты деятельности нескольких предприятий.
В свою очередь внутрихозяйственный анализ подразделяется по объектам управления на:
- технико-экономический, где учитываются взаимодействия технических и экономических процессов.
- финансово-экономический, уделяющий внимание финансовым результатам: эффективности использования капитала, увеличению суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению платежеспособности предприятия.
- аудиторский (бухгалтерский) с целью оценки финансового состояния предприятия.
- социально-экономический, учитывающий взаимосвязь социальных и экономических процессов и влияние их друг на друга
- экономико-статистический применяется для изучения общественных явлений на уровнях управления предприятием, отраслью, регионом.
- экономико-экологический исследует взаимодействие экологических и экономических процессов.
- маркетинговый для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности: изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, формирования ценовой политики.
По субъектам пользователя различают анализ на:
- внутренний (для нужд оперативного и долгосрочного управления деятельностью предприятия).
- внешний (проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами).
По охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на:
- сплошной (изучение всех объектов)
- выборочный (обследование только некоторых объектов).
По содержанию анализ может быть:
- комплексным (деятельность предприятия изучается всесторонне)
- тематическим (изучаются только отдельные стороны, представляющие наибольший интерес.
По методике изучения анализ может быть:
- горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий.
- вертикальный (структурный) - определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
- трендовый - определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем.