Какие бывают детские сказки?

Сказочный город

Невозможно представить полноценное детство без сказок. Сказки помогают развить человеческое воображение, учат чувствовать и переживать, различать добрые поступки от плохих. Одними из первых поучительных сказок являются русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок». Неотъемлемая часть детства – Александр Пушкин и Шарль Перро.

Виды детских сказок

Из глубины веков дошли к нам народные сказки. Рассказы несут череду поучительных историй не только для детей, но и для взрослых. В жанре этого вида отражаются человеческие отношения, моральные принципы и основные жизненные ценности.

На задаваемый вопрос о первой придуманной народом сказке никто не сможет дать точный ответ, об этом можно только предполагать. Обычно героями сказок являются образы людей и животных, а также явления природы – Земля, Луна, Солнце.

В сказках люди повествуют о добре и справедливости, великом мужестве и храбрости, зле и недобрых поступках, явное проявление грубости и пренебрежения. Любую из сказок можно тесно связать с далеким прошлым.

Народные сказки можно разделить:

Добрые сказки о животных

С давних времен животные были приручены к человеку, поэтому они и есть одними из основных персонажей в историях придуманными людьми. Герой понятен читателю, животные наделены всеми человеческими качествами, у них есть возможность думать, размышлять и разговаривать.

На начальной стадии сказки несли мифологический характер, связанный с почитанием главного родоначальника и покровителя рода. Такие рассказы передавали магическое значение, давали мудрые советы, рассказывали о правильном отношении животных со старшим братом - человеком.

В дальнейшем человек приспособился не только охотиться на диких животных, но и приручать их к себе. Таким образом, человек понемногу наделял животных присущими ему способностям и качествам, поэтому в сказках животные умеют разговаривать и вести себя, как обычный человек.

В народных сказках о животных все герои четко поделены на положительных и отрицательных. Истории, придуманные народом раскрывают человеческий характер и его психологию. Ребенку, слушавшему такие поучительные истории с раннего возраста знакомы понятия простого и сложного, добра и зла.

В сказках этого вида осуждаются человеческие поступки: глупость и хитрость, жадность лень, обман и унижение слабых. Главным действующим лицом большинства сказок является лиса, поэтому этот персонаж часто встречается в сказках. Она играет роль хитрой, коварной, мстительной, обманом добивается поставленной цели ради любой наживы. Однако в конечном итоге терпит неудачу, несмотря на все свои проделки.

Рассказы о животных сделают богаче познания ребенка о всем, что его окружает, помогает расширить словарный запас. Рассказ Николая Сладкова «Бежал ежик по дорожке» написан живым языком, легко привлечет внимание и заинтересует ребенка. Малышам нравятся ежи с вытянутой мордашкой и умением сворачиваться в круглый игрушечный мячик. Кроме повадок маленький читатель узнает, чем питаются ежики: улитками, лягушками, фруктами. Также в рассказе у ежа существует враг – филин, с которым происходит борьба.

Лиса и журавль

Волшебные сказки

Окунает в фантастический и нереальный мир, в котором живут по особым порядкам, отличающимися от человеческих. Изобилие волшебными и мистическими событиями будоражат любое детское воображение. По сюжету волшебные сказки могут быть разнообразными:

  • борьба за долгожданную победу над самым мощным существом – змеем Горынычем, злым и людоедом, могучим великаном, страшной ведьмой или кровожадным чудищем;
  • об обидах и унижениях в семье, отношение к неродным детям;
  • сказочные приключения, связанные с долгим поиском волшебных предметов.

В основу детской волшебной сказки вложена сложная композиция, которая включает следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию, законченную развязку.

Сказочные истории имеют собственную аудиторию разнообразных возрастных категорий. Для самых маленьких будут занимательны: «Теремок», «Маша и медведь». Более взрослым детишкам подойдут сказки уже с более глубоким смыслом: «Морозко», «Хрустальная гора», «Дочь и падчерица». Детям старше 10 лет понятны: «Каша из топора», «Хорошо, да худо», «Не любо – не слушай». Если ребенок не воспринимает сказку – это не означает, что произведение не интересно, возможно, маленький слушатель не готов к осознанию данного произведения.

Аладдин

Бытовые сказки

Виды детских сказок отражают повседневный быт народа. Сказки такого рода поднимают социальные проблемы, высмеивают недоброжелательных людей за их поступки. Порой ситуации в таких рассказах настолько реалистичны, что невольно складываются впечатление прожитого события.

В бытовых сказках присущ юмор над колоритными персонажами, но вот чудеса здесь не происходят. Однако, чтение таких сказок приносит маленьким слушателям только положительные эмоции.

Русские народные виды сказок бытового характера не имеют конкретного автора. Народ является автором произведений. В жанре таких произведений нет волшебства и сверхъестественных чудес. Но отражение реальной жизни несущей глубочайший смысл порой непонятен для детского мышления. Поэтому стоит повременить с этими сказками в слишком раннем возрасте.

К бытовым сказкам относится множество произведений: «Ямщик и купец», «Глупый мужик», «Воры и судья», «Сосватанные дети». Но такие сказки рекомендуются для детей старшего возраста. Основная мысль, которая прослеживается: безденежная жизнь – не жизнь вовсе.

Например, в сказке «Ямщик и купец», рассказывается, как богатый купец не жалел угощений для всяких людей, пока не услышит в свой адрес противное, дальнейший конфликт заканчивался дракой.

Главным элементом сказок такого рода является социальная и нравственная критика людских характеров. Здесь ярче осуждается похвала или осуждение поступков.

С уверенностью можно сказать, что различные виды детских сказок расширяют кругозор, пробуждает жизненный интерес, воспитывает честность и справедливость.

Домик на курьих ножках